Мыслящему исследователю науки о руке должно вскоре броситься в глаза, что, хотя среди тысяч рук нет и двух совсем одинаковых, однако нельзя не узнать определенных основных форм.
Первый, кто это признал, был Анаксагор, старый греческий философ, живший в четвертом столетии до Рождества Христова.
Он высказал мысль, что из общей формы руки можно получить данные относительно определения умственных способностей.
После него целый ряд великих ученых всех времен исследовали эту идею и развили ее.
Но только ученому нового времени, профессору Карусу, удалось в своем сочинении «Символика человеческого образа» старательно развить учение, каким образом на основании форм определенных частей человеческого тела можно заключить о чертах и свойствах характера и души человека; и ему тоже удалось создать систему основных форм человеческой руки.
Карус считает типичными четыре вида рук – двигательную, чувствительную, элементарную и психическую руку.
Рассмотрим их свойства и признаки.
А. Элементарная рука
К этому виду руки Карус причисляет все те руки, которые бросаются в глаза шириной средней части руки, а также большой толстой и жесткой ладонью, короткими толстыми пальцами, тупым закинутым большим пальцем, грубоватой и вместе с тем весьма несовершенной общей формой руки. Дополнением к этому образу нужно упомянуть крепкие и широкие ногти пальцев (рис.43).
Вся рука напоминает, с одной стороны, форму руки маленького ребенка, с другой стороны, форму руки человекоподобных обезьян.
Она любит покрываться – и это есть особенно характерный признак этого типа – на наружной части волосами, на ладони роговатыми мозолями; эту форму руки можно найти одновременно и у мужчин, и у женщин, и между ними есть только отличия, обусловливаемые общим половым различием.
В. Двигательная рука
Эта форма принадлежит преимущественно мужчинам, и только у мужчин можно ее найти в совершенной форме и чистой обрисовке.
Эта рука также отличается особенной величиной, грубым, сильным сложением костей и более сильно развитой, ясно ощущаемой мускулатурой.
Ладони четырехугольной формы и более длинного сложения, пальцы очень сильны, и особенно большой отличается бросающейся в глаза силой, и более полным мякишем. Ногти у пальцев этой руки относительно большие и длинноватые, также четырехугольной формы, кожа наружной части руки проявляет большую жесткость, чем кожа ладони, вершины пальцев в целом имеют очень широкий конец (рис.44).
С. Чувствительная рука
Чувствительная рука принадлежит только женщине, если представить себе наиболее чистую ее форму.
Она имеет очень деликатный скелет, а мускулатура и образование жил значительно слабее, чем у моторной руки.
Чувствительная рука не достигает никогда значительной величины, на ладони длина больше – но немногим, – ширины, и пальцы по отношению к ладони не длиннее, чем пальцы моторной руки, в то же время большой палец значительно меньше, и строение руки во всем остальном нежнее.
Отдельные части пальцев имеют овальную и мягкую форму, вершины пальцев только округлены, подходящие по величине, почти необыкновенно изящны, круглы и эластичны (рис.45).
D. Психическая рука
Эта форма руки встречается наиболее редко, но, в своем высшем совершенстве едва мыслимая у человека, она отличается от элементарной формы руки наиболее близкой к животной руке; она, как и элементарная рука, одинаково свойственна обоим полам; что же касается возраста, то ее можно найти только в среднем возрасте.
Величина этой руки всегда средняя, в то время как двигательная обыкновенно превосходит нормальную величину, а чувствительная едва может достигнуть ее.
У психической руки соотношение развития обыкновенно таково, что ширина только весьма мало превосходит длину; ладонь этой руки не будет никогда иметь многочисленных, без большого значения борозд и хиромантических линий, и на ней можно найти только немногие, сильно означенные углубления этого рода.
Характерно далее для психической руки то, что ее пальцы тонки, изящны и кажутся вытянутыми в длину, причем на них никогда нет выдающихся узлов.
Кожа психической руки всегда нежна и только у мужчин слабо покрыта волосами (рис.46).
Карус считает типичными эти четыре вида руки, но добавляет, что между ними есть много еще смешанных видов.
Большинство рук, которые мы точнее исследуем, всегда представляют только переходные формы этих видов.
Чаще всего встречающиеся руки те, которые представляют переход от элементарной к двигательной и чувствительной руке. Реже встречается переход от двигательной к чувствительной; он выделяется по большей части тем, что на сильной и большой руке крайние члены пальцев немного вздуты и представляют вместе с тем большой, способный к более совершенному ощупыванию мякиш (лопаточная форма).
У членов привилегированных, высших и наивысших классов, которые испокон веков очень щадили и холили свои руки, образовалась собственная изящная форма руки, которую Д'Арпентини удачно назвал “maiy de rase” и по которой тотчас можно узнать потомка царствующих родов или же видных, аристократических.
Нельзя считать, что установкой этих типов совершенно исчерпаны отдельные отличия, которые могут встречаться по отношению к рукам.
Напротив, просто нам нужно заметить только отличия между «мужской» и «женской».
Рука женщины обыкновенно меньше, нежнее, мягче и уже, а пальцы построены более круглыми; покрыта она более нежной кожей, чем рука мужчины, которая всегда шире, больше, одета в более грубую кожу и часто покрыта весьма многочисленными волосами.
Но и отличия по возрасту находят свое выражение в мужской руке, и это есть факт, служащий доводом того, что рука принадлежит к тем частям тела, изменения которых идут рука об руку с духовным развитием и духовным упадком их владельцев.
Все изменения, происходящие с рукой и бросающиеся в глаза, – указывают на внутреннюю связь между этой частью тела и духовной жизнью человека.
Д'Арпентини, как мы уже упоминали, составил образцовую, безукоризненную систему типов руки и их значения. Он заметил, что, хотя среди сотен рук нельзя найти двух совсем одинаковых, но тут и там встречаются сходства форм, и этот факт навел его на мысль: не имеем ли мы здесь дело с некоторой правильностью?
Он тщательно изучал руки людей определенных родов занятия и сделал наблюдение, что, например, все художники имеют руки с гладкими пальцами, то есть без выдающихся узлов у суставов, в то время как лица, которые занимались математикой, геометрией, механикой, архитектурой, имели пальцы с сильно развитыми, бросающимися в глаза суставами. Таким образом он тотчас натолкнулся вместе с мужскими и женскими руками на две дальнейшие группы рук, именно рук с гладкими и узловатыми пальцами.
Дальнейшие ревностные исследования, продолжавшиеся несколько лет, показали, что, кроме упомянутых больших групп рук, есть еще семь особых форм рук, которые можно с более или менее значительными модификациями всегда заметить:
1) элементарная рука (стихийная),
2) лопаточная рука,
3) коническая рука,
4) угловатая рука,
5) философская рука,
6) психическая рука,
7) смешанная рука.
Так как изучение этой системы является наиболее подходящим, чтобы познакомить ученика искусства гадать по рукам с самим существом хирогномии, то рассмотрим поближе семь типов Д'Арпентини.
Элементарная (первоначальная, широкоповерхностная) рука
Этот тип руки имеет главным признаком особую ширину и толщину поверхности руки, сильную твердость туловища руки и толстые, грубые пальцы, с тупым, иногда вздернутым и по большей части обращенным наружу большим пальцем (рис.47).
Такие руки мы находим обыкновенно у физически трудящегося класса, а именно, у таких людей, деятельность которых требует особого напряжения физической силы и только незначительной умственной работы. Цвет этих рук обыкновенно ярко-красный, но может иметь темноватый отлив.
Основные черты такого характера есть тупоумие и леность ума, большое равнодушие, доходящее до обломовщины и апатии, далее – незначительная душевная деятельность и медленно работающая, тяжеловесная фантазия.
Эта форма руки означает небольшую требовательность у их владельцев, которые удовлетворяются только необходимым в обиходной жизни и не ставят миру никаких требований. Они также более или менее суеверны и с небольшой нравственной сдержанностью.
К этому классу руки принадлежали руки древних галлов, гуннов, литовцев и индийских париев. В значительном большинстве этот тип можем встретить еще у лапландцев; у поэтических сердечных индусов он почти совершенно исчез.
Лопаточная (наподобие лопатки) рука
Лопаточная рука очень похожа на элементарную (стихийную), только здесь иные концы пальцев, проявляющие большее или меньшее лопаточное удлинение (рис.48).
Также и этот тип руки принадлежит рабочему классу, но более интеллигентным его слоям, которые при своей деятельности уже до некоторой степени употребляют ум и душу.
Лопаточные руки можно найти у лучших ремесленников обоих полов, и эта форма руки имеет многочисленных представителей в Бельгии, Англии и Америке.
Владелец такой руки отличается, в особенности если у него велик большой палец, значительной решительностью и самосознанием.
Он предъявляет уже большие требования к жизни, чем человек со стихийной рукой, и он не враг приятного «лишнего». Он обыкновенно деятелен и трудолюбив, любит лучшую ручную работу и покоряет материальный мир некоторой интеллигентностью. Ему импонирует все великолепное по своей массивности. Он судит о красоте не по форме, но по весу и протяжению. Он предпочитает египетскую пирамиду и индийскую пагоду изящному памятнику времен Ренессанса, потому что у него недостает способности оценивать прелесть последнего.
Человек с лопаточной рукой бывает верным и постоянным в любви, а именно, по привычке и из чувства обязанности, но не из недостатка во впечатлительности по отношению к прелестям красоты.
В странах, где господствуют эти руки, ремесленник затмевает художника.
Владелец лопаточной руки имеет живое чувство симметрии и правильности. Поэтому мы и встречаем в Англии, Шотландии, Бельгии и даже в северной Франции и тех частях Германии, где господствует лопаточная рука, в городах длинные, прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы, прямоугольные площади и подобные массивные здания.
Там все практично и полезно, но обнаруживает мало поэтического чувства или идеально-трогательного.
Потому что характерным для человека с лопаточными руками является инстинктивный ум, культ физической силы, арифметический талант, способность к индустрии и механике, к прикладным наукам, склонность к праву и организованному управлению, и наоборот, явная незначительность для него философских наук, метафизических спекуляций и поэзии.
Если пальцы такой руки гладки и без узлов, то это показывает понимание всякого рода комфорта и тонкостей, которые имеют свои полезные стороны.
Таким образом, место происхождения лопаточной руки следует искать в тех поясах земли, где жители орографическими, климатическими или другими условиями были принуждены к тому, чтобы отдаться более полезному, чем изящному искусству.
Художественная (коническая или артистическая) рука
Этот тип руки (рис.49) отличается более красивой формой, узкими, длинными, по большей части гладкими, остроконечными пальцами; он имеет также нежнее сложенное туловище руки, чем элементарная и лопаточная рука.
Мы находим артистическую руку преимущественно у лиц, которые принадлежат к образовательным или творческим художникам.
У этого рода рук, которые рядом со смешанным типом имеют наибольшее распространение, нужно различать три особых подгруппы, которые представляют значительные отличия в характерах.
Если рука широкая, короткая, толстая, с великим большим пальцем, то это означает стремление к богатству, счастью, славе, а также хитрость и талант к составлению новых проектов.
Если рука изящна, с ладонью средней вели чины, малым большим пальцем, то это означает энтузиазм художественного чувства, эстетику и понимание форм.
Если рука большая, крепкая и сильно развитая, большой палец слаб, а остальные пальцы сильно конические, то это признак сильной чувственной наклонности.
Вообще владельцы артистических рук слушаются исключительно инспирации и имеют отвращение к механической деятельности.
У владельца таких рук жизнь чувств сильнее развита, чем жизнь ума. Он придерживается инстинктивно и без более глубокого размышления картинной стороны предметов, он подчиняется форме и внешности. Его уважение к личностям, его удовольствие, находимое им в предметах, сообразуется исключительно с окружающим их или принадлежащим им блеском.
Он горячий приверженец идей свободы и любит перемену не только места, но и жительства, и людей. Легко воспламеняемый энтузиазмом, часто даже эксцентричный, его восторг и экзальтация легко переходят от одной крайности к другой.
Понятно, что такой характер очень трудно мирится с ограничениями, в которые ставит его домашняя жизнь. Так как художник, кроме того, в любви бывает более поверхностным и легкомысленным, чем верным и глубокочувствительным, то его брак редко будет счастливым и продолжительным.
Идеальнее всех владелец того видоизменения артистического типа руки, которое представляет изящная, средней величины рука, со средней величины большим пальцем; он любит искусство ради искусства и красоты.
Нередко у человека, который живет только своим искусством, следовательно, у истинной художественной натуры, оказывается как основная черта характера, неограниченные и неудержимые чувственные страсти, погоня за удовольствиями, особенно если нет достаточного нравственного противодействия.
Руку такого человека, который представляет тип «чистого сладострастника», правильно обозначить «сладострастной рукой» (рис.50) в ее крайней форме.
В общем, можно сказать, что индивиды, принадлежащие к артистическому типу руки, чаще и более сильно имеют отпечатанными дурные наклонности, принадлежащие к их типу, хорошие же очень редко.
Вообще нужно владельцам артистических рук приписать самомнение, чувственность, леность, эксцентричность, цинизм, хитрость и, одновременно, недостаток высшей силы ума, погоню за удовольствиями, склонность к преувеличению и лжи.
После всего сказанного не следует особенно сильно утверждать, что художническую руку мы можем встретить повсюду. Но тотчас становится понятным, что эту форму руки чаще можно встретить в южных и тропических странах, чем в умеренных и холодных поясах.
Следует упомянуть, что не всегда гладкие пальцы художнической руки должны быть безусловно коническими, они могут быть также четырехугольными или лопаточными.
Если гладкая коническая форма пальцев означает «живописцев имагинации», как, например Рафаэль и Корреджо, то гладкие, угловатые пальцы свойственны великим художникам, которые были живописцами в более узком смысле слова, как Гольбейн, Дюрер и Пуссен.
Гладкие лопаточные пальцы есть признак «живописцев тела» Рубенса и Рембрандта, которые рисовали преимущественно нагое тело.
Полезная (угловатая) рука
Этот тип руки напоминает несколько стихийную форму, но отличается от нее настолько, насколько он нежнее построен.
Его главным признаком являются концы пальцев (рис.51), которые бывают угловатыми, так что пересечение их плоскостью параллельной ладони давало бы правильные прямоугольники.
Дальнейшие признаки этого типа – средней величины ладонь (скорее большая, чем маленькая), некоторая неуклюжесть в образовании формы руки и по большей части узловатые пальцы, с сильно развитыми суставами. Большой палец велик, ладонь вогнутая и довольно крепкая.
Эту форму руки встречаем мы у педантичных людей, у чиновников и военных, которые отличаются простотой и строгостью своих взглядов. Свойства людей с этой формой рук прямо противоположны свойствам тех, кто имеет художническую руку. Потому что у последних недостаток внутреннего нравственного достоинства часто покрывается блестящими общительными способностями. Владельцы угловатой формы руки проявляют выносливость и дальновидность, а также любовь к порядку и благопристойности, устойчивость, соразмерность.
Так, владелец подобной руки проявляет особенное расположение к организаторской, регулирующей и распорядительной деятельности. В своем стремлении к единодушию и соразмерности он все подчиняет обязанности, не выносит другой душевной, умственной и чувственной деятельности, как ту, которая диктуется разумом. Его сильному энергичному духу недостает, однако, подвижности, которой отличаются художники.
Люди с угловатыми руками расположены к нравственным, политическим и социальным наукам, к дидактической поэзии, к грамматике, языкам, логике, к геометрии и конвенциональному искусству. Их взгляды не переступают традиционного прямодушия, однако они очень хорошие деловые люди, но и в этом отношении не превосходят средней меры. Им свойственны в высокой степени вера в авторитет, чувство обязанности и практический ум.
Владелец такой руки будет отличным, хотя строгим и педантичным чиновником и бюрократом. Он будет хорош на тех постах, где авторитет, то есть подчинение и подчиненность, составляет руководящую пружину всех поступков.
Такие люди предпочитают реальное возможно нереальному, практические таланты – способностям, происходящим из фантазии.
У них тот взгляд, что хорошее лучше красивого, полезное же – лучше этих обоих. Вместе с тем присоединяется к этим свойствам – как продукт болезненной чрезмерной наклонности к сдержанности – лицемерие.
Люди с угловатыми руками вырождаются в педантов, которые всегда исходят из общих понятий, правил максимума и точно желают придерживаться их в жизни, в искусстве и этических действиях. Поэтому они придираются к форме, манерам, выражению и слову, которые для них заменяют существо вещей.
Они ищут себе друзей среди таких людей, которые образованы и хорошо дисциплинированы и которые, следовательно, по их воззрениям, совершеннее.
Человек с этим типом руки всегда прилично одет, хорошо побрит, причесан и вычищен.
Он противник так называемой безусловной свободы и ей предпочитает распределенные привилегии. Он подчиняется охотно авторитету и привилегии рождения, чина, закона и употребления. В этом отношении люди с угловатыми руками похожи на людей с лопаточными руками.
По отношению к требованиям реальной жизни угловатые руки кажутся достойными зависти, но их владелец никогда – хоть и мимоходом – не будет себя чувствовать таким счастливым, как владелец артистических рук. Угловатая рука очень распространена, в особенно чистом виде мы встречаем ее в Китае.
Хотя и владельцам этого типа рук не принадлежит та самостоятельность и энергия, как людям с лопаточной формой руки, но нужно прибавить, что мир управляется первыми.
Философская рука
Эта форма руки имеет главным признаком своеобразные узлы на пальцах (рис.52). Она довольно неуклюжа в образовании туловища руки, и нельзя ее причислить к красивым, хотя по большей части эластическое туловище руки не так грубо, как у стихийной руки. Но так как пальцы с двойными узлами, то ноготные члены пальцев получают через это форму дубиночки, которая на толстых концах овально закруглена.
Оба члена довольно широкого пальца по большей части одинаковой величины и толщины, что указывает на одинаковое количество воли и рассудка.
Д'Арпентини означил этот тип руки как философский, потому что он его находил преимущественно у лиц, которые имели особое расположение к истинному и идеальному, – свойства, отличающие по большой части философский ум.
Четырехугольные полуконические пальцы, которые при том узловаты, есть особенность и непреложный признак врожденной склонности доходить до основания вещей. Владелец такой руки почитает и уважает поэтому более истину, чем красоту, более сущность, чем форму вещей. Его интересует суть и последняя причина всего существующего.
Из узлов философской руки мы должны заключить о способности к вычислениям и методике, если ноготные перстные члены полуконической формы, то это признак поэтического дара; если обратим внимание на большой палец, который у этих философских рук по большей части довольно велик и хорошо развит в своих обоих членах, то можно говорить о расположении к метафизике.
Серьезное расположение к нравственности, возвышенная и живая способность как к экспериментальным, так и к эстетическим наукам неразрывно связаны с этим типом рук.
Владелец такой руки не верит и не доверяет слепо, а изучает чужую идею или мнение самым тщательнейшим образом, прежде чем согласиться.
Он одинаково разбирает предметы и в целом, и в отдельности. Для него индивид представляет такой же интерес, как семья, нация, как все население земли. Правило изучается им так же, как и исключение.
У владельцев таких рук разум господствует таким образом, что он оттесняет веру и даже любовь. Для них разум – центр, около которого кружится вся их мысль и все дела; но они умеют ценить прекрасное, на что указывает полуконическая форма пальцев.
Вообще видно, что разум служит путеводной звездой для человека с философской рукой. Разум позволяет ему легко обозревать свою жизнь и мир в целом, причем он смотрит вперед и оглядывается назад. Разум делает его независимым от действительности, заставляет планомерно, осторожно подходить к делам с совершенным самосознанием. Он хорошо знает, на что решается его воля, что каждый раз выбирает, и какой другой выбор был возможен по отношению к данному делу; и по этой сознательной воле он узнает себя самого, отражается в своих делах. Он не позволяет вере или любви овладеть собой и жертвует с удовольствием разуму такие незначительные вещи, какие, по его воззрениям, есть привычки. Это руководящее влияние разума наполняет его любовью к этике, политике, социологии и т.п. Он часто является скептиком, даже научным или религиозным идолопоклонником, но никогда не слепым фанатиком.
В дальнейшем владелец философской руки проявляет особую способность к философской спекуляции и мышлению, склонность к обдумыванию философских проблем. Он любит философскую поэзию, мечтательную лирику Шиллера. На политическом, религиозном и социальном поприще он борется за независимость, деизм, демократию.
Вследствие своего природного, однако, обусловленного формой пальцев расположения к порядку и вследствие своей склонности и способности познавать сущность предметов, он более классифицирует, чем распоряжается. Он делит наследуемое соответственно своей натуре, но не по форме и величине или случайным свойствам его...
Духовная (психическая) рука
Представим себе артистическую руку в наиболее благородной, насколько возможно нежной и изящной форме, до некоторой степени одухотворенной, мы получим приблизительный образ духовной или психической руки.
Этот тип руки принадлежит к самым красивым и к самым редким видам рук (рис.53). Психическая рука в высшей степени идеальная рука; она в общем мала и изящна и, таким образом, соответствует телесной нежности их владельцев.
Как мы видим из рисунка, эта форма руки имеет стройную и узкую ладонь, гладкие без узлов или только слабо сморщенные пальцы, которые в ноготных, перстных членах длинны и довольно тонки – соответственно этому большие пальцы красивы и малы.
В согласии с благородной формой этой руки находится бледно-розовый или желтовато-прозрачный колорит, от которого отражаются синеватые, просвечивающие жилы, самым красивым образом.
Чем уже эта рука и чем нежнее косточки ее пальцев, тем больше оригинальности и преобладания духовного обнаруживает она; одновременно же указывает на незначительную органическую силу и телесную способность к отпору. Эту форму руки в совершенной форме крайне редко можно встретить; она выдает, как и философская рука, стремление к правде и разуму, но не в человеческом понимании, а к высшему божественному разуму и правде.
Психическая рука встречается главным образом у лиц, жизнь души которых побеждает телесную во всех отношениях.
Лица с психическими руками очень часто не заботятся о внешности и живут больше в мире фантазии и идеального, чем в мире действительности.
Владельцы психических рук питают непобедимое отвращение ко всем грубым, низким, эгоистическим поступкам. Однако иногда отдаются самым безнадежным предприятиям, если только они соответствуют их идеализму.
Такие люди рождены не для внешнего господства, потому что их влечение к идеальному, к божественно прекрасному отклоняется от их честолюбия. Они во всем руководствуются возвышенно идеальным, душевным и падают на колени перед алтарями чистой мысли, сверхъестественного и божественно-прекрасного.
Чрезмерно великие, чудесные и непонятные, каковыми являются такие умы, они часто подчиняются вследствие недостатка практической мудрости в жизненной борьбе. Однако влияют возвышенностью своей морали на светски настроенные типы, делая их более изящными и благородными.
Психическая рука позволяет узнать, что у их владельца есть в слабом теле энергичная душа; из такого материала сделаны религиозные мученики, которые с величайшим равнодушием, без малейшего движения и еще с пением хвалебных гимнов своему божеству переносили самые ужасные физические мучения, так как они считали себя в долгу перед своим убеждением и верой.
Обладатель такой руки имеет такую сильную волю, что готов охотно всем пренебречь, чтобы привести в исполнение однажды схваченную и признанную хорошей мысль.
Люди с духовными руками имеют особенную склонность к мистике, в основе которой лежит всегда, однако, род магии.
Как философской руке свойственна способность к изучению метафизики, так владелец и обладательница духовной руки способны предаваться практической метафизике, и даже часто происходит это бессознательно.
Все наши великие мистики, спиритуалисты, мученики, заклейменные могут иметь только духовные руки, и наши самые замечательные художники инстинктивно, когда они рисовали святых и Мадонн или подобные личности, давали им обыкновенно духовные руки.
Как ни совершенны могут быть обладатели психических рук, но не следует из этого заключать, что принадлежащие к этому типу менее подвержены человеческим заблуждениям, чем другие люди. Ни в коем случае! Заблуждения есть последствия несовершенства человеческой природы, а царство идеального, фантазии представляет для человека не меньше опасностей, чем область телесного, материального.
Поэтому, как ни достоин уважения характер обладателя психической руки, данному лицу, именно в наше материалистическое время, не следует завидовать; потому что ему недостает в этом случае правильного воззрения на предметы внешнего мира, он бывает эксплуатируем и обманут, если нет у него бескорыстного лица, которое могло бы защищать его от обид в борьбе за существование.
Смешанная рука
Смешанная рука встречается чаще всего. Она может обнаруживать или признаки только двух типов, или же признаки нескольких, о которых мы говорили выше. Очень трудно находить в исследуемой руке соединенные признаки и относить их к надлежащему значению.
Легко, например, можно принять коническую, стихийную форму руки за художническую, или высоко развитую художническую за духовную, или же философскую за полезную руку, и наоборот.
Так как чистые типы руки встречаются очень редко, в то время как смешанные – обыкновенное явление, то, конечно, много зависит от того, чтобы узнавать их на первый взгляд. Достигнуть этого можно, приобретя особый навык и практику.
При рассматривании рук нужно обращать внимание на то, чтобы отдельные, приведенные как характеристика шести первых типов, признаки были ясно выражены.
Что касается свойств, которые обнаруживаются смешанной рукой, то есть правило, что их следует искать между теми двумя или несколькими типами, элементы которых заключаются в данной руке.
Смотря по тому, какие признаки господствуют в смешанной руке одного или другого из составляющих его типов, и обрисовка черт характера будет склоняться в ту или другую сторону.
Если мы далее будем разбирать человека по отношению к свойствам его характера и души, то нам будет ясно, что, кроме шести главных типов, непременно должен быть и средний тип. Ведь если бы встречались отдельные, относящиеся к шести типам способности и свойства только в неискаженном виде, то человечество представляло бы картину, где был бы только самый яркий свет и самая темная тень, без тех многих изящных переходов, которые дает нам действительная жизнь.
Главным свойством смешанной руки всякого рода есть страсть все понимать материалистически, то есть сводить к уровню обыкновенного, полезного, употребительного.
Люди со смешанными руками поэтому склонны ко всем искусствам, в основании которых не лежит ни инспирация, ни поэзия. Они проявляют способность ко многому, но достигают редко высокой степени совершенства в данном предмете, благодаря необыкновенно сильному духовному равнодушию, которое свойственно им.
Люди со смешанными руками имеют более многосторонний, чем сильный ум. Беседа с ними только кажется поучительной, в действительности же она есть только разговор. Посредством старательно примененного воспитания можно исправить этот недостаток всестороннего дилетантизма.
Как пример смешанной руки мы рассмотрим сначала поближе элементарно-артистическую руку.
Такая рука (рис.54) обнаруживает большую толщину и меньшую изящность, чем чистая художническая рука, но она не имеет и той особой жесткости, чрезмерной величины и грубости стихийной руки. Ее пальцы обыкновенно велики и совсем лишены узлов или, в крайнем случае, с одним узлом; большой палец также велик; некрасивые линии и не очень-то приятное впечатление, какое производят эти руки, позволяют сделать заключение об интеллекте, обращенном к обыкновенным вещам.
Этот тип руки показывает прежде всего эгоизм и жадность; эта рука открывается тяжело, но закрывается быстро, широкая и короткая, она кажется созданной лучше к тому, чтобы захватывать и крепко держать, чем к тому, чтобы выпускать. Жадность, соединенная со сладострастием, чувственность со скупостью некоторого рода – это наиболее выдающиеся свойства людей со смешанными руками элементарно-артистического типа.
Такие люди имеют особую способность к коммерции и наживе, в то время как они не проявляют ни малейшего таланта к промышленности, опирающейся на научном базисе.
Они жадны к деньгам, и именно ради удовольствия, которое им доставляет добывание богатств.
Они будут хорошими гражданами только по привычке и из-за страха, но не из внутреннего нравственного побуждения. В некотором количестве храбрости им нельзя отказать, но они проявят ее только там, где это соединено с пользой для них.
Тонкого ума нельзя искать у этих людей, зато найдем у них весьма значительную дозу хитрости.
Они лицемерны и жестоки, но сами не выносят угнетения, если только это не приносит выгоду.
Способность к искусству не принадлежит к свойствам их характера, но они любят затейливость. У них встречается и упрямство, если они могут принести себе этим какую-нибудь пользу.
Все эти свойства обладателей элементарно-артистических рук увеличиваются, если пальцы угловаты.
Совершенно иную картину дает тот вид смешанного типа, который произошел из элементарной и психической рук. Хотя обладатели таких рук и имеют большие духовные дарования, однако что касается материальных интересов, то они беспомощны, как дети; они скромны и счастливы, если оставлены в стороне от дел, которые находится хотя и в самой отдаленной связи с коммерцией и промышленностью.
Они поклоняются и молятся Творцу в своих достойных уважения произведениях, радуются великолепным дарам природы, восхищаются поэзией древних произведений и измеряют счастье не по чувствительности кошелька. Что для других есть роскошь и хорошая жизнь – для них созерцание и покой.
Другое смешение двух различных типов мы видим на рис.55; это рука холерического человека. Рис.56 представляет нам руку ничего не говорящего равнодушного человека с невысказываемыми наклонностями и инстинктами.
Разбирательство всевозможных смешений типов руки завело бы нас слишком далеко; впрочем, каждый ученик искусства читать с руки находится в таком положении, что может легко создать себе из данных для каждого в отдельности типа руки дальнейшие комбинации, и это будет хорошим упражнением, которое ему многое облегчит в изучении характеристики типов руки.
Хотя все сказанное в отдельных типах подходит ко всякому полу и возрасту, однако должно подвергнуть особому хирогномическому исследованию руку ребенка, руку женщины и руку мужчины, так как начинающий изучать хирософию легко может сделать некоторые ошибки, от которых надо его уберечь.
ImpalPreerm , Moscow | 03 Февраля 2011 02:41
очень интересно, спасибо
Ответить