Творцом хирогномии пальцев стал француз Д'Арпентини, который положил эти члены в основу своей системы хирогномии. Он дал образцовую и безукоризненную систему форм руки относительно ее значения.
Из формы и образа пальцев получаются наиболее важные заключения о характере и душе людей.
Если мы бросим только беглый взгляд на пальцы различных рук, то заметим, что есть гладкие и узловатые пальцы, смотря по тому, выдаются ли кости из суставов или же они не выступают из основных линий руки (рис.32).
Так называемые узлы пальцев совпадают, как видно из рисунка, с костями пальцев. И мы должны различать у каждого пальца, за исключением большого, заметные по сильному морщению кожи на поверхности пальцев косточки.
Гладкие пальцы, то есть те, у которых упомянутые узлы почти совсем исчезают, обнаруживают более или менее художественные задатки.
При исследовании узлов пальцев следует обращать внимание на то, находится ли сильно развитый узел у первой, то есть внутренней, или у второй, то есть внешней, косточки пальца.
Если узел, который соединяет первый сустав пальца со вторым, сильно отчеканен, то это показывает порядок в умственной жизни, то есть логичность; но если другой узел, соединяющий второй сустав пальца с третьим, сильно выдается, то это показывает порядок в материальных вещах или любовь к порядку.
Если имеется налицо физический задаток логичности, то данный субъект будет любить также и внешний, материальный порядок; с другой стороны, могут существовать люди, внешняя точность которых доходит до педантичности, но тем не менее они не логичны.
Но не только узлы пальцев имеют большое значение, хирогном должен наблюдать и расположенные между ними части пальцев, так как в них отпечатаны три принципа: божественный, духовный и материальный.
Верхний сустав пальца, ноготной, обнаруживает своим различным видом степень дарования для высших свойств.
Д'Арпентини называет этот сустав пальца «глазами руки».
Средний сустав пальца принадлежит духовному, абстрактному; нижний сустав, расположенный ближе всего к туловищу руки, – материальному, животному. Преимущественное развитие одной или другой части допускает делать очень веские заключения о природе человека и его положении по отношению к трем мировым принципам.
Особенно важна форма внешних суставов пальцев и концов пальцев, потому что они есть первый, бросающийся в глаза признак характера руки.
По теории Д'Арпентини, которая опирается на крайне объемистое и основательное изучение, существуют три главные формы пальцев.
Мы отличаем поэтому:
1) Острые или конические пальцы, внешние суставы которых оканчиваются конически, наподобие наперстка, и поэтому образуют более или менее заостренный конус с полукруглой верхней поверхностью (рис. 33).
2) Четырехугольные пальцы, внешние суставы у верхушки и основания кости одинаковой ширины, так что они имеют формы прямоугольника (рис. 34).
3) Навыворот – конические или лопаточные пальцы, ноготные суставы которых у верхушки пальца шире, чем основания костей, следовательно, имеют форму более или менее обрисованной лопаты (рис. 35).
Чтобы определить форму одного или нескольких пальцев, мы кладем руку на большой лист бумаги, потом обводим хорошо очиненным карандашом контуры каждого пальца.
Линии пальцев мы продолжаем линейкой, чтобы видеть:
1) Остры ли пальцы – тогда продолженные линии пальцев должны на известной высоте пересекаться.
2) Четырехугольны ли пальцы – тогда линии никогда не встретятся, то есть они параллельны.
3) Лопаточны ли пальцы – тогда продолженные линии будут все больше удаляться.
Конечно, у одной и той же руки могут одни пальцы быть лопаточными, другие – острыми, третьи – четырехугольными; но каждой из этих трех форм соответствуют совершенно определенные черты характера и свойства души.
Практический знаток руки должен поэтому замечать не только форму вершин пальцев, но также и гладкость и узловатость всего пальца. Из этого следует, что собственно надо обращать внимание на девять типов пальцев – потому что каждый из трех приведенных основных типов (острый, четырехугольный и лопаточный) распадается на гладкий, узловатый и смешанный виды.
Острый или конический палец
Эта форма пальцев всегда безусловный знак артистических способностей.
Именно острые пальцы обнаруживают, если они гладки, любовь и талант ко всему, что называется искусством, далее, особенное расположение к вещам, которые привлекательно действуют на внешние чувства.
Их владельцы – живописцы, ваятели, архитекторы или поэты с одновременно действующей сильно и на фантазию и на чувство поэзией. Человек с такими пальцами почитает красоту в ее внешней форме. Он романтичен, увлекающийся и чувствует сильную потребность к общественной независимости, но избегает всех трудных, утомительных исследований.
Рука с гладкими коническими пальцами изображает, следовательно, чисто артистический тип.
Если конический палец вместе с тем узловат, так что его внешний сустав почти яйцевидный, то это показывает нам душу, наполненную спекулятивными идеями, полную задумчивости, с большой ловкостью в разрешении трудных проблем философии.
Такие пальцы обнаруживают любовь к неопровержимым истинам, строгую логику, потребность в политической, религиозной и социальной независимости, а также склонность к деизму и демократизму.
Такие руки принадлежат к философскому типу.
Если конический палец очень гладкий, нежный и оканчивается тонким, острым конусом, то это указывает на господство духовного принципа. Владельцы таких пальцев имеют главными чертами созерцание, религиозность, идеализм и часто доходящее до крайности равнодушие относительно материальных интересов; напротив, им свойственно много поэзии сердца и души.
Это палицы мучеников за веру, которых мы находим у магометан и буддистов. У их владельцев потребность в любви и свободе, именно в самом широком смысле, наконец, большое преклонение перед всем, что красиво.
В наиболее резкой форме такие пальцы встречаются у так называемых душевных типов руки.
Четырехугольный палец
Угловатые пальцы проявляют всегда склонность к философским наукам, политике и теориям.
Они позволяют познавать интерес к вещам, которые предъявляют высшие требования к более глубоким умам; четырехугольным перстным членам свойственны теории господствующих методов; они идут, как ученые, по дороге Аристотеля и дают хороших исследователей.
Владельцы таких рук интересуются социальной политикой, дидактической и драматической поэзией, филологией и логикой, в общем, всем полезным и практическим. Они предпочитают точность и полноту сведений величине и красоте изложения их. Они хорошо разбираются во всем деловом, и их внимание обращено более на положительные вещи, – они изобретательны, но не фантастичны.
Они предпочитают заниматься теорией, вместо того чтобы импульсивно или рассчитанно работать. Их мысли никогда не достигают высшего, поэтического полета, но они превосходно работают на литературном, научном или поприще точных искусств.
Люди с гладкими, угловатыми пальцами любят литературу как таковую и очень быстро исполняют свои мысли. Люди с узловатыми и угловатыми пальцами действуют только после зрелого рассуждения.
Если с этой формой пальца соединены два узла, владелец их будет предпочитать те науки, которые обусловливают строгую систему; он будет тогда отличаться в геометрии, арифметике, юриспруденции и связанных с ними доктринах.
Этой формой пальцев отличаются не только ученые, но ею характеризуются также великие композиторы, потому что искусство композиции требует понимания ритмического, а ритм требует математической основы.
Относительно внешних черт характера можно сказать, что у народов, у которых господствует угловатый тип, можно встретить меньше простоты, но больше вежливости, меньше откровенности, но больше изящности, чем у тех, у которых преимущественно развита лопаточная форма.
Лопаточный палец
Лопаточные пальцы всегда признак того, что их владельцы более поддаются своим страстям, чем разумным убеждениям, что они более обращают я внимание на полезные и практические свойства вещей, так как они их никогда не рассматривают с философски-идеальной стороны. Гладкие или узловатые – они указывают на господство низшего мирового принципа.
У таких людей имеется прирожденная склонность к материальным вещам, инстинктивное знание практической жизни, уважение к физической силе, промышленным и механическим искусствам, а также к экспериментальным и практическим наукам.
Напротив, они питают решительное отвращение и лишены всякого понимания всего того, что имеет отношение к философии, метафизике и поэзии и т.п. Они презирают все вообще, что выходит за круг материальных спекуляций; однако эта тенденция смягчается некоторой способностью к искусству, которая только преследует практические цели.
Если лопаточные пальцы гладки, то имеют перевес страсти, внезапное внушение и инстинкт. Если они узловаты, именно с двойным узлом, то поступки данного лица определяются рассчитанностью, рассуждением и спокойным исследованием. Но тогда отсутствует всякая способность к искусству, потому что художник никогда не будет практическим спекулянтом, каким знаменует его эта форма пальцев.
Человек с гладкими лопаточными пальцами будет отличаться на том поприще, где нужна природная ловкость и способность быстро понимать, например в практических искусствах и прикладных науках. Человек с узловатыми пальцами будет выделяться на поприще механических наук и в изучении технического милитаризма.
В то время как первый будет посвящать свои замечания постройкам, которые не лишены изящности, второму будут импонировать в архитектуре громады, какие мы видим в египетских пирамидах.
Обзор науки о пальцах
Лопаточные и угловатые пальцы обнаруживают в общем материализм и расположение к реализму. Таким личностям, обладающим этими пальцами, даны способности и любовь к индустрии, к полезным и необходимым искусствам, а также к теории и практике.
Конические острые пальцы указывают на наличие идеализма.
Коническим пальцам принадлежит понимание красоты, следовательно, искусства, особенно сильный дар познания идеальных истин, то есть способность к возвышенной поэзии, лирике и к идеальной философии.
Гладкие пальцы указывают на то, что побуждение страстей и инстинкты берут верх над разумом.
Жесткость и окоченелость руки обыкновенно признак упрямства и строптивости. Такую руку почти никогда нельзя выпрямить, и поверхность ее всегда остается несколько выпуклой.
Что касается формы пальцев и рук вообще, то они всегда врожденные. Конечно, могут произойти некоторые изменения в форме, в особенности через влияние внешних обстоятельств, но первоначальный тип остается неизменным.
Наконец, для некоторых заключений играет роль соотношение длины пальцев руки, о чем мы уже говорили при объяснении основных принципов искусства гадать по рукам.
Сильное влияние на значение четырех пальцев, о которых мы тоже рассказывали, имеет форма большого пальца, который занимает особое место, так как до некоторой степени уже своим расположением напротив пальцев он указывает на то, что оппонирует свойствам, обнаруживаемым другими, то есть что он влияет на них, модифицируя и определяя их.
Большой палец
Как рука без большого пальца представляла бы неудовлетворительное, в высшей степени несовершенное орудие тела, так и наиболее плодовитый и пылкий дух без воли, логики и свободной решительности, то есть свойств, которые объясняет большой палец, потерял бы всякое высшее значение.
Если мы станем ближе рассматривать форму большого пальца, то найдем, что он, как и другие пальцы, состоит из трех частей: из ноготного, среднего и основного члена, причем последний так срастается со строением руки, что кажется, что он скорее принадлежит ему, чем большому пальцу.
Из этого выясняются три части большого пальца:
1) основание большого пальца, или мякиш большого пальца (рис.36 а),
2) первый член большого пальца, или средний член (рис.36 в),
3) второй внешний, или ноготной, член большого пальца (рис.36 с). По оккультному воззрению соответствуют эти три части большого пальца частям других пальцев и означают три мировых принципа, а именно: ноготной член – символ божественного, средний член – символ духовного и основной член – символ материального мира.
Так как большой палец указывает на исконно свойственное человеку, из этого следует еще другое параллельное отношение трех членов большого пальца.
Ноготной член: голова (разум).
Средний член: грудь (чувство).
Основной член: живот (чувственность).
По хирогномическим воззрениям к большому пальцу относится вообще все, что заслуживает названия воли и хотения; мякиш большого пальца указывает на любовную страсть; прилежащий средний член указывает на логику, перцепцию и рассудок, в то время как ноготной член указывает на изобретательность духа, самостоятельную инициативу и решительность.
В каком отношении находится основание большого пальца с чувственной любовной страстью и силой воли, объясняет нам Д'Арпентини.
«На этом основании большого пальца помещается знак силы воли, интенсивность которого можно измерить из длины и толщины пальца. Он также более или менее объясняет склонности к любви, говорят хироманты, которые дают ему название холма Венеры. В действительности, любить – значит желать и желать – значит любить. Только я утверждаю, что увлекающая сила чувств гораздо более пылко действует при маленьких основаниях, принимая во внимание меньше управляющую разумом силу воли, меньшую нравственную силу, которыми она снабжена».
«Что большой палец уже искони был символом воли, следует из того, что римляне в своем обагренном кровью цирке поднимали большой палец, если они желали даровать жизнь побежденному борцу. Если его они повергнули вниз, то ему давали смерть».
Посмотрим теперь, какого рода объяснения мы можем получить из формы и величины большого пальца, и будем говорить сначала о значении величины большого пальца.
Маленький, худой и невзрачный большой палец показывает чаше всего слабый, нерешительный, робкий дух, колеблющийся во всех тех делах, которые требуют не только чувства и инстинкта, но также ума, рассудка.
Такие большие пальцы имеют те сумасшедшие от любви девушки и женщины, которые подчинены только любви и чувственности и которые отдаются без протеста, полные любви к избранному их сердцем.
Лица, которые обладают малыми большими пальцами, необыкновенно терпеливы, потому что они подчиняются своему сердцу и более хорошо себя чувствуют в кругу чувств, чем в кругу мыслей, поэтому рассуждают и действуют больше по внушению, вместо того чтобы действовать после зрелого рассуждения.
Наоборот, люди с «большими пальцами» самоуверенны, скрытны и проводят время больше в кругу идей и мыслей, чем чувств.
Их решение диктуется по основательным рассуждениям, но не по моментальным внушениям.
Нам остается исследовать связь между формой других пальцев и значением большого пальца.
Как уже упомянуто, большой и плотный большой палец обнаруживает самоуверенность, выражающуюся в гордости, высокомерии и переоценках самого себя.
Если большой палец сильно развит и соединен с маленькой или средней величины рукой с гладкими пальцами, то мы имеем дело со светлым умом, талантом соображения, с живой фантазией и быстрым суждением.
Большой величины большие пальцы в обществе с коническими острыми пальцами указывают на то, что их обладатели много работают в области искусства посредством метода, логики и объяснения; подобное же предвещают угловатые пальцы с малым большим пальцем.
Тот, у кого большой палец соединен с угловатыми или лопаточными, узловатыми пальцами, является, безусловно, предназначенным к наукам.
Сильно развитый большой палец дает возможность своему владельцу легче выйти из тех рамок, в которые его поставила природа, а именно на том основании, что большому пальцу соответствует большая сила воли. Поэтому люди с малоразвитыми большими пальцами вследствие своей меньшей, малоразвитой силы воли труднее ладят с обстоятельствами, которые им противопоставляют их инстинкты.
Малоразвитые большие пальцы и гладкие остальные пальцы указывают, что их владельцы имеют задаток к поэзии и искусству. Если еще верхушки пальцев конические, то этот задаток становится ясно выраженным даром.
Эти лица стремятся к умным, чем к так называемым замысловатым объяснениям.
Малоразвитый большой палец с коническими, гладкими пальцами предвещает всегда назначение к поэзии и изящным искусствам.
Нам остается еще сказать об отдельных членах большого пальца.
Если ноготной член большого пальца узок, тонок, изящен и короток (рис.37), то это указывает на недостаток способности к самостоятельному решению, склонность поддаваться другим и подчиненность чужим мнениям. Главные черты характера его владельца есть скептицизм, бесконечная неуверенность и нерешительность, вплоть до полного нравственного и душевного вырождения и ослабления.
Если притом средний член большого пальца развит хорошо, то данный субъект будет всегда иметь готовое объяснение своего состояния духа, то есть в данном случае постоянной нерешительности (рис.38).
Чрезмерная краткость верхнего члена большого пальца есть признак неуверенности, непостоянства, нетерпения, притом упрямства и большой наивности (рис.39).
Сильно развитый средний член указывает строго логический образ мыслей (рис.38), который, однако, может закостенеть в упрямстве (рис.39).
Одинаковая длина и равномерное развитие обоих членов предвещают одинаковую мерку воли и логики (рис.40).
Где ноготной член очень длинный, средний член же очень короток и узок, то мы не ошибемся, если предположим у данного человека распорядительный, властолюбивый характер, с очень малой способностью к рассудительности (рис.41).
Если, наконец, ноготной член не только короток и широк, но до того простирается в ширину, что имеет вид круглого узла (рис.42), то это нас заставляет судить о таком неопровержимом упрямстве, которое случайно даже может выродиться в неистовство. Мы можем науку о членах большого пальца коротко выразить в следующих предложениях:
1) Длинный, хорошо развитый ноготной член выдает человека самостоятельной инициативы, у которого разум господствует над наклонностями, если одновременно хорошо развит средний член.
2) Очень короткий ноготной член при мало развитом среднем члене означает неспособность управлять своими страстями и настроением, скептицизм, вспыльчивость, быструю переменчивость, болтливость и вместе с тем задумчивость.
3) Короткий, очень широкий, почти шарообразный ноготной член обнаруживает упрямство и иногда припадки неистовства.
4) Сильно развитое основание большого пальца с короткими ноготным членом и средним членом указывает склонность к чувственности, излишек чувственной любви и материализм.
5) Маленькое основание большого пальца с хорошо развитыми ноготным и средним членами указывает на перевес сферы ума и души над чувственными наклонностями.
Астрологическая хирогномия пальцев
Мы уже на прежних страницах видели, что наука о руке находится в тесной связи с астрологией.
Здесь мы только упомянем, что каждый палец получил название от определенной планеты.
Если палец Юпитера (указательный) острый, то он означает расположение к исследованию природы; если он угловатый, то он указывает на стремление к истинам, опирающимся на естествознание; если он лопаточный (что бывает очень редко), то это означает, в особенности если рука вместе с тем мягкая, чрезмерный мистицизм.
Если палец Сатурна (средний палец) острый (что также редко встречается), то это означает умеренную печаль; если он лопаточный и у ноготного сустава как будто вздут, то это означает чрезмерную печаль, которая ведет к отвращению к жизни.
Если палец Аполлона (безымянный палец) острый, то это указывает на интуиционную способность к искусству; если же остальные пальцы этому противоречат, то есть указывают противоположное, то это означает беззаботность и болтливость. Если он угловатый, то это указывает на некоторое спокойное постоянство в художественном созерцании и исполнении; если он лопаточный, то это указывает на искусство, которое сводится к представлению моментов движения, например рисование военных картин и так далее, а также означает переменчивость художественных идей.
Если палец Меркурия (мизинец) острый, то это указывает на склонность к изучению мистических наук; если он угловат, то указывает на пытливый ум, а именно – исследование причин в науках; если же с этим соприкасаются признаки других пальцев, то это может быть склонностью к воровству.
Узел на первом или внутреннем члене этого пальца указывает ученого и исследователя.